Средняя общеобразовательная школа №61

пос. Персиановский

Новости школы

История

Школа XX века
1907 г. - 2010 г. 

Наша школа  была рождена на грани веков. Не по велению богов, не из морской пены, а из потребности в знаниях. Она рождена действительно гигантом  новой эпохи – эрой XX века. Предыдущий X1X век был для мира стремительным движением по пути прогресса, а XX – самим прогрессом. Если X1X столетие жители огромной страны встречали при лучине, то провожали при электрическом освещении, с фотографией и кинематографом, железными дорогами и телефоном, автомобилями и радио. Символом уходящего века  был паровоз, а в XX веке станут электровоз и ракета.
Число жителей России к началу XX века выросло в 5 раз и достигло 129 млн. человек. Произошли качественные изменения в обществе. В стране формировались новые слои индустриального общества: буржуазия и пролетариат, - но сохранилось ещё сословное деление. В России, где не завершился ещё аграрный переворот, крестьянство оставалось основной массой населения: в сельской местности проживало почти 87% граждан.
Но рвущаяся вперёд держава по уровню грамотности занимала одно из самых низких в Европе: в России 1 учащийся приходился на 135 жителей, тогда как во Франции – на 11, в Англии – на 9, в Пруссии – на 6 жителей. Средний уровень грамотности составлял 21,1%. Высшее образование имел 1% населения, среднее- 4%. Иначе: подавляющее  большинство грамотных людей России имели только начальное образование.
В Области Войска Донского уровень образованности был выше общероссийского. В 1917 г. на Дону действовало 1550 учебных заведений,  в которых обучалось 89 тысяч мальчиков и 38 тысяч девочек. В частных учебных заведениях получали образование более 2 тысяч детей обоего пола.

Начало  XX века стало подъёмом образования на Дону. В 1907 г. в  Новочеркасске был открыт Политехнический институт, в 1911 г. – Новочеркасский учительский институт. В 1915 году в г. Ростов - на – Дону был эвакуирован Варшавский университет, а в Новочеркасск – ветеринарный институт.
Рождение нашей школы связано с открытием в предместье Новочеркасска – в Персиановке – Донского среднего с/х училища. 1 (14) октября 1907 г. при училище было организовано учебное хозяйство. Для обучения детей преподавателей с/х училища, рабочих учебного хозяйства и жителей станицы Персиановской была открыта начальная школа.
Обучение в начальной школе было доступным, так как оно было бесплатным. В первой на Дону гимназии плата, наоборот, росла: в 1806 г. – увеличена до 5 рублей за год, затем – 10 рублей, а в 1906 г. – увеличена до 40 рублей за год.
Шло время. Донское с/х училище в 1920 г. переименовано в с/х техникум имени М.В. Кривошлыкова, ставший впоследствии базой с/х вуза.

Росла и начальная школа. В январе 1920 года её посещали 35 ребят. Её руководителем был  Алексей Михайлович Листопадов.
Здесь была создана пионерская организация. Дети помогали хлеборобам вести борьбу с сельскохозяйственными вредителями. Собирали колоски на полях, давали концерты художественной самодеятельности.
С 1947 года школа получила новый статус - стала средней общеобразовательной школой. В этот год первые 10 выпускников получили аттестаты зрелости. Один из первых выпускников А.Ф. Коваленко – пошёл по учительской стезе – окончил Ростовский университет, стал преподавателем литературы. Несколько лет потом он работал в своей школе заместителем директора. 

 

В июле 1950 года школу возглавил учитель географии Коротков Филипп Иванович.         
Участник Великой Отечественной войны умел много рассказать о географии боевых действий, об освобождении Дрездена и Праги.
Среди директоров за ним закрепилось звание – воспитатель-патриот. Это он лично носил 16-килограммовое противотанковое ружьё ПТР, командовал батальоном 45-миллиметровых пушек на Курской дуге.  При нём в школе были организованы постоянные экскурсии в г. Краснодон, по городам-героям.  Он стоял во главе школы до августа 1959 года, а затем снова руководил ею с августа 1968 года по июль 1972 года.

 

1966 год стал новой вехой в восхождении школы. Отцом восхождения стал Иванов-строитель. Так образно можно назвать нового директора школы Иванова Григория Матвеевича  , который возглавлял её с 1 сентября 1963 года по сентябрь 1968 года. С 1962 года на территории Персиановки появился сельхозвуз – ДонСХИ. Строились жилые дома, общежития, росло число сотрудников и, конечно же,  детей в школе. Старое здание школы – это «9-й корпус»- не вмещал всех  учащихся и не соответствовал требованиям времени. Г.М. Иванов добился решения о строительстве нового здания школы. Ему активно помогали ректор ДСХИ академик ВАСХНИЛ П.Е. Ладан и проректор по УР доцент Н.И. Гринько. При их содействии в Министерстве образования РСФСР в Москве  лично знали директора школы и выполняли основные его заявки на учебное оборудование. Словесник по образованию, участник ВОВ Г.М. Иванов умело вёл  воспитательную работу, оставил  достойное литературное наследие.


В 1966 г. в строй вступило новое 3-х этажное здание школы городского типа на 536 мест – первое такое здание в Октябрьском районе.
До 1972 года школа произвела 25 выпусков. За это время её окончило 1145 учащихся. Среди них есть учёные, военные, рабочие, труженики сельского хозяйства и, конечно, учителя. В родной школе продолжают трудиться преподаватель иностранного языка Заслуженный учитель РСФСР Лидия Ивановна Титова (Морозова Л.И.), химик Уварова  Юлия Владимировна. Здесь долгое время трудилась Отличник просвещения СССР математик Нина Дмитриевна Юкина. Лучшие годы жизни отдал школе преподаватель трудового обучения П.А. Семерников. В нашем районе работали 6 учителей – бывшие ученики Персиановской средней школы.
Гордость школы – её медалисты. К 1972 году их было 27. они стали организаторами производства, руководителями крупных хозяйств, учёными.
Выпускник 1954 года – золотой медалист Попов Гавриил Харитонович  окончил МГУ, стал доктором экономических наук, учёным с мировым именем. Он был научным консультантом косыгинских реформ, направлял «перестройку» в нужное русло, через ООН оказывал помощь по управлению хозяйством развивающимся странам. Он вместе с другими учёными  стоял у истоков демократических реформ в России.
Золотой медалист Валерий Петрович Калиниченко  стал самым молодым доктором биологических наук в ДСХИ – ДонГАУ. Он возглавляет кафедру земледелия и мелиорации, является действительным членом Международной академии экологии и природопользования, профессор.
Серебряный медалист Владимир Михайлович Хорошкин  окончил институт в Ленинграде. Стал кандидатом технических наук. Заведовал лабораторией научно-исследовательского института в г. Арзамасе. Неоднократно бывал в школе. Встречался с учителями и учащимися.
В июле 1972 года Коротков Ф.И. ушёл на пенсию. Его заменил прибывший из г. Шахты   Назаров Владимир Михайлович.
Период подъёма успешно пошёл с приходом его помощников зам. директора по УВР стала Луганцева Валентина Васильевна, а организатором внеклассной работы – Лиманская Раиса Михайловна.
Триумвират  единомышленников  в составе историка, математика, и словесника как нельзя лучше мог контролировать  и направлять учебно-воспитательный процесс.
Им удалось на основе  теории оптимизации  Юрия Константиновича Бабанского достичь полной успеваемости и существенно повысить качество знаний учащихся. Этому способствовали  ещё 2 фактора: организация и создание кабинетной системы и поддержка начинаний со стороны зав. Октябрьским  РОНО Ирины Николаевна Дедочевой и зав. Ростовским ОблОНО кандидатом педнаук Иваном Михайловичем Косоножкиным.  Преобразования прервались искусственно: обнаружилась поздняя замена лозунга по изучению решений  XXV  съезда КПСС, который уже позже Г.Х. Попов окрестил «пустым». (Г. Х. Попов «От..» и «До…» - стр. 35) 

 

 

С 29 ноября 1976 года  по ноябрь  1977 года директором был Голотин Борис Александрович. Человек доброй души, демократ, он не успел вникнуть в основное направление восхождения школы,  а власть уже надо было передавать другому.

С 15 ноября 1977 г. по январь 1979 года руководил школой Кульченко Михаил Григорьевич,  учитель физики и трудового обучения. Он старательно налаживал хозяйственную сторону.  Директор школы много сделал по обустройству кабинетов, мастерских и подсобных помещений. По его инициативе была построена крытая площадка для с/х техники.  Школьные мастерские постоянно пополнялись инструментами. 
В 1984-1986 годах школой руководил Порохня Владимир Васильевич , который уделял большое внимание работе с одаренными детьми и медалистами. Директор нацелил коллектив на переоснащение кабинетов, пополнял материально-техническую базу школы.  Он пользовался  уважением в коллективе и среди учеников.
 Нина Ивановна Мельникова  была директором в 1986-1987 учебном году. Она запомнилась преподавателям своей строгостью и тем, что организовала школьный театр. Комедия «Горе от ума» в исполнении старшеклассников осталась страницей в истории школы. 
Стабильнее всех работал в качестве директора математик Александр Геннадиевич Бабкин с 23.06.1987 г по 27.08.2001 г. Выпускник данной школы   способствовал учителям проявлять педагогическую индивидуальность. Трудности «перестройки» преодолевались коллективом школы. Со стороны РОНО школа была отдана на самоконтроль, что способствовало определённым успехам.

Современный этап обновления школы ожидался, и он наступил с сентября 2001 года. Приказом РОО Октябрьского (с) района № 89-а от 10.09.2001года директором МОУ СОШ № 61 назначена учительница математики Заслуженный учитель РФ Луганцева Валентина Васильевна.
Возрождение школы началось с внешнего преображения. Подъезд к школе заасфальтирован, уложены математически строгие бордюры. Сооружён лёгкий портик у народного входа. Внутри произведён капитальный ремонт. Мы распрощались с вечно зелёными стенами-панелями. Тёплые тона окраски, уютные интерьеры со скамейками отдыха способствуют сохранению здоровья школьников. В классах появилась современная мебель.
Существенно улучшились и педагогические условия преподавания. Кабинеты оснащены модернизированными компьютерами, учителя и учащиеся получили возможность входить в Интернет на учебные сайты. Осваивается новинка педтехнологии – интерактивная доска. Теперь не только преподаватель ИВТ, но и группа учителей-энтузиастов переходят на инновационные методы преподавания. Введена должность учителя-организатора ОБЖ, что повышает безопасное пребывание в школе детей и взрослых. Усовершенствована система пожарной безопасности. Организовано горячее питание в школьной столовой. Дети получают молоко и витамины. Ежегодно школу оканчивают 5-7 медалистов.
Научный подход нашёл выражение в разработке проблемы: «Вариативные стратегии личностно-ориентированного образования и воспитания в контексте модернизации».
Школа постоянно сотрудничает с с/х вузом ДГАУ. Новой ступенью явилось членство в «Донской аграрной образовательной ассоциации».
Залогом успешного развития школы является передача педагогического опыта. Здесь рядом с ветеранами трудятся и наши выпускники: математик А.Г. Бабкин, биолог В.В. Гончарова, преподаватель иностранного языка О.Л. Грибанова, учителя начальных классов И.Н. Чернявская и Богачёва Т.А., историк Л.В. Головченко и др.
Не забывает администрация школы в составе директора школы В.В. Луганцевой, зам. директора по УВР Кипоть Н.Н., зам. директора по ВР Поломошновой Н.А., и учителя-организатора ОБЖ Назарова В.М. о тех учителях, которые находятся  на заслуженном отдыхе.
На школьные праздники, на приёмы к Главе Администрации регулярно приглашаются математик Е.И. Лобанова, словесники Л.И. Швачкина, О.В. Украинская, историк Отличник просвещения РСФСР Л.М. Назарова, биолог В.Н. Сулименко, учитель географии А.Г. Павлова, учитель трудового обучения Т.П. Чунихина.
Нелегко идти вперёд. Наступил XXI век - век   нанотехнологий. Но первые шаги сделаны. А путешествие в тысячу миль, как известно, начинается с одного шага. Важно, в какую сторону он сделан.
Школа не изолирована. Ежедневно ведётся приём родителей. Ежегодно проводятся вечера встреч с выпускниками школы. Постоянно поддерживается связь с с/х вузом и предприятиями.
Какой будет школа XXI века, зависит от всех нас. Приходите, советуйте, помогайте. Будем вместе растить детей – наше будущее, будущее цветущей России!