Социально-психологическая служба – один из компонентов целостной системы образовательной деятельности школы. Основной целью службы является психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе воспитания и обучения. Служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни воспитанников и обучающихся, становлению их индивидуальности, развитию творческих способностей, созданию позитивной мотивации к обучению и познанию в целом.
Основная цель деятельности социально – психологической службы школы — обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья воспитанников и обучающихся, содействовать развитию личности ребенка в процессе его воспитания, образования и социализации.
Задачи социально – психологической службы:
- Создание психолого–педагогических условий для полноценного психического, психофизического и личностного развития детей на всех этапах их дошкольного и школьного детства.
- Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности ребенка и обеспечивающей психологические условия для охраны его здоровья и развития.
- Содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни.
- Оказание детям помощи в определении своих возможностей, исходя из знания своих способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
- Содействие педагогам и родителям в воспитании детей, в формировании у них деятельности и поведения на основе принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
- Предупреждение возникновения проблем развития у ребенка и помощь ребенку в решении актуальных задач его самоактуализации, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.п.
Нужно учесть, что эти задачи несколько различаются по своим приоритетам на разных ступенях образования:
Дошкольное образование:
- Обеспечение готовности к школе;
- Содействие всестороннему развитию ребенка;
Начальная школа:
- Определение готовности к обучению в школе;
- Обеспечение адаптации к школе;
- Развитие познавательной и учебной мотивации;
- Развитие самостоятельности и самореализации;
- Поддержка в формировании желания и «умения учиться».
Основная школа:
- Сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения.
- Поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и самообразования.
- Помощь в решении личностных проблем и проблем социализации.
- Формирование жизненных навыков.
- Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.
- Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, табакокурения, наркозависимости.
Старшая школа:
- Помощь в профильной ориентации.
- Развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.
- Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, табакокурения, наркозависимости.
Основные виды деятельности специалистов социально–психологической службы:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.